Как определить готовность ребёнка к детскому саду?
Большинство детских психологов
сходятся во мнении, что детский сад
ребенку так же необходим, как школа. Но
вот на вопрос, когда же пора отдавать
ребенка в садик, однозначного ответа
не существует. Одни дети в два года легко
вливаются в садовский коллектив, не
плачут при расставании с мамой и скучают
по детскому садику в праздники и выходные.
Другие, наоборот, каждое утро заливаются
слезами, и их приходится в буквальном
смысле слова отрывать от мамы. Все
зависит от характера и темперамента
ребенка. Определить, в каком возрасте
ребенку пора идти в детский сад, можно
только внимательно понаблюдав за ним.
Детские психологи выделяют два типа
готовности к детскому саду: готовность
по темпераменту и готовность по характеру.
И совместив эти две готовности, родители
могут определить приблизительный
возраст, в котором их ребенок "дозреет"
до детского сада и наиболее безболезненно
переживет адаптацию.
Готовность №1.
Внимание
на темперамент
Каждый
ребенок с первых дней жизни обладает
индивидуальным природным темпераментом,
который практически невозможно изменить.
Врожденный темперамент человека виден
во всем: в скорости его мышления, темпе
речи, в мимике, подвижности, манере
общения и т.д. Темперамент обусловлен
скоростью и силой реакции нервной
системы на различного рода раздражители:
на интонацию матери, мокрые пеленки,
чувство голода, боль в желудке, собственные
желания и т.п. Впоследствии одним из
таких раздражителей выступает детский
коллектив, поэтому потребность в детском
коллективе определяется, прежде всего,
темпераментом ребенка. Как известно,
существует четыре наиболее распространенных
типа темперамента: меланхолик,
флегматик, холерик и сангвиник.
Рассмотрим каждый из этих типов.
Ребенок-меланхолик
Ребенок-меланхолик
замкнутый, нерешительный и очень
мнительный. Он редко выражает приятные
эмоции. Этот ребенок прирожденный
пессимист и постоянно чем-то недоволен.
Часто ноет, хнычет или кричит во весь
голос. Он постоянно требует внимания к
своей персоне и проявляет недовольство,
если родители просят его поиграть
самостоятельно. Ребенок-меланхолик не
любит никаких нововведений. Изменение
распорядка дня, появление в его окружении
новых лиц и даже новую еду, он воспринимает
настороженно. Ему требуется время, чтобы
привыкнуть к переменам и принять их как
должное. Он с трудом усваивает новую
информацию и быстро устает.
Время
пришло.
Меланхолику детский коллектив не нужен.
Он вполне комфортно чувствует себя дома
в окружении взрослых, которые готовы
удовлетворять все его капризы. Поэтому
чем позже такой ребенок пойдет в садик,
тем лучше. Если есть возможность
желательно отдавать такого ребенка в
садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать
детского сада и до школы сидеть дома не
стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик
до школы получил опыт общения со
сверстниками и воспитателями (не
рассчитывая на маму, которая всегда
рядом).
Возможные
проблемы.
По утрам он будет устраивать вам настоящие
концерты. Протестовать против похода
в детский сад меланхолик обычно начинает
еще с вечера. А когда вы наконец сможете
вырваться из его цепких объятий, он
может "мстить" воспитателям и
другим детям за то, что мама все-таки
настояла на своем и ушла на работу.
Меланхолик будет отказываться засыпать
и мешать другим детишкам в тихий час.
Тактика
поведения.
Меланхолику нельзя приказывать и силой
вести его в садик. Любые категоричные
обращения и отрицательные оценки
провоцируют и без того вялые действия
с его стороны. С таким малышом надо
обсуждать предстоящие события, акцентируя
внимание на положительных сторонах.
Ваша задача - заинтересовать ребенка
предстоящими переменами. Рассказывайте
ребенку, как интересно ходить с садик.
В крайнем случае, можно заключить с
меланхоликом мирный договор: "Ты не
плачешь утром и идешь в садик, а в выходные
мы пойдем кататься на карусели"
(возможны любые варианты в зависимости
от предпочтений малыша).
Ребенок-флегматик
С таким ребенком
родители обычно не знают проблем. Он
много спит, умеет играть один, редко
закатывает родителям истерики и
практически не требует к себе внимания.
Ребенок-флегматик всегда сдержанный и
рассудительный. Он редко проявляет
любопытство и инициативу. Создается
впечатление, что он как бы плывет по
течению. Флегматик любит спокойные игры
и старается всегда держаться в тени. Он
долго адаптируется к детскому саду, но
открыто не выражает своих эмоций.
Время
пришло.
Флегматику все равно где находиться -
в садике или дома, но адаптация к детскому
саду для него наиболее безболезненно
проходит в 2-3 года. В этом возрасте
детский коллектив еще не сформировался
и флегматику будет проще вписаться в
новый круг общения.
Возможные
проблемы.
Адаптируясь к детскому саду,
ребенок-флегматик погружается в себя.
Он избегает общения со сверстниками, и
не идет на контакт с воспитателем. Он
может целый день просидеть один в уголке
или около окна. Он редко плачет по утрам,
когда мама уходит и не проявляет особой
радости, когда его забирают домой. Но
при этом садик долгое время остается
для него чужим местом, а не "вторым
домом". Ребенок-флегматик может целый
день терпеть в туалет или "ходить"
в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться
горшком и туалетом. Таким образом, он
демонстрирует, что садик для него - чужая
территория.
Тактика
поведения.
Воспитатели редко жалуются на таких
детей. Флегматик не плачет и не
капризничает. Но он не меньше, чем другие
детишки, нуждается во внимании. Ему
необходимо присутствие рядом чего-то
родного и знакомого. Принесите в садик
частичку дома. Если возможно, купите
для садика такой же горшок или сиденье
на унитаз, как дома, красивое постельное
белье и пижаму. Тогда флегматику будет
проще привыкнуть к новой обстановке.
Ребенок-холерик
Спокойным этого
ребенка никак не назовешь. Он легко
возбуждается и долго не может успокоиться.
Холерик предпочитает шумные игры,
баловство и постоянно нуждается в
зрителях. С раннего детства он умеет
работать на публику. Холерик часто
провоцирует конфликтные ситуации со
сверстниками и воспитателями. Он легко
привыкает к новым лицам и новой обстановке.
Но все непредвиденные ситуации
воспринимает в штыки. Он быстро схватывает
новую информацию и так же быстро ее
забывает.
Время
пришло.
Потребность в детском коллективе у
холерика появляется в 3-4 года. Кстати,
для него это оптимальный возраст для
привыкания к детскому саду. В этом
возрасте ребенок уже знаком с определенными
нормами поведения и у него появляется
сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику
будет легче всего научиться отвечать
за свои поступки и гармонично вписаться
в детский коллектив.
Возможные
проблемы.
Адаптируясь к детскому саду, холерик
будет проявлять еще большую активность
и задиристость - таким образом он пытается
снять нервное возбуждение и привыкнуть
к разлуке с мамой. Поэтому основные
проблемы будут возникать у воспитателей
и других детей. Он будет утомлять
воспитателей, и выступать инициатором
всех детских шалостей.
Тактика
поведения.
Не ругайте ребенка за задиристость и
драчливость. Он и сам понимает, что ведет
себя неправильно, но ничего не может с
собой поделать. Задача родителей и
воспитателей - направить его бьющую
через край энергию в мирное русло.
Ребенок-сангвиник
Это самый
"подходящий" для детского сада
темперамент. Он невероятно любопытен
и постоянно нуждается в новых впечатлениях.
Ребенок-сангвиник проявляет огромный
интерес ко всему, что его окружает. Он
прекрасно сходится со сверстниками,
быстро адаптируется в незнакомом месте
и мгновенно усваивает новую информацию.
Его живая речь изобилует словами в
превосходной степени и сопровождается
импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник
не злопамятный - он быстро прощает и
забывает обиду. Сангвиники - прирожденные
лидеры и заводилы. Однако, увлекшись
каким-либо делом, малыш не может правильно
рассчитать силы, быстро устает и часто
меняет надоевшие занятия.
Время
пришло.
Как только ребенок-сангвиник замечает,
что вокруг есть дети - он сразу нуждается
в общении с ними. Сангвиники обладают
врожденной готовностью к детскому саду.
Поэтому, чем раньше вы отдадите такого
ребенка в коллектив, тем лучше для всех.
Возможные
проблемы.
Первое время сангвиник будет с радостью
идти в детский сад. Но он быстро устает
от однообразия. И если в саду дети
предоставлены сами себе, то сангвиник
быстро насытится и потребует новых
впечатлений. И как только ему станет
скучно ходить в садик, он обязательно
продемонстрирует вам свое недовольство.
Тактика
поведения.
Выбирайте детский садик, где дети
максимально загружены разнообразными
занятиями. Лепка, рисование, музыка,
танцы, физкультура, развивающие игры
вашему малышу пойдут на пользу.
Ребенок-сангвиник будет с удовольствием
ходить в детский сад только в том случае,
если ему там будет интересно.
Готовность №2.
Характер
имеет значение
Как известно, каждый
ребенок рождается со своим характером.
В зависимости от того, как ребенок
получает новые знания и усваивает
информацию, выделяют четыре типа
характера: зритель, слушатель, оратор
и деятель. У каждого из приведенных ниже
типов готовность к детскому саду
наступает в разное время. Кроме того, в
зависимости от того, какой тип восприятия
у ребенка преобладает, могут появиться
специфические проблемы адаптации к
детскому саду.
Ребенок-зритель
Его основной канал
восприятия - зрение. Он с удовольствием
рассматривает книжки, картинки, любит
смотреть телевизор. От внимания зрителя
не ускользнет ни одна мелочь. В то же
время он быстро устает от однообразия.
Ему требуется постоянная смена кадров
и новые визуальные впечатления. Во время
гуляния он может обойти несколько
детских площадок, и на каждой поиграть
всего несколько минут. Ребенок-зритель
часто "не слышит" обращенных к нему
вопросов, если они не подкреплены
визуальными впечатлениями. Зритель не
боится новых лиц, но при этом не идет на
контакт с незнакомыми людьми. Он может
внимательно разглядывать чужую тетю.
А как только она его заметит и задаст
простой вопрос, спрячется за маму,
засмущается или что-то тихо пробубнит
себе под нос.
Время
пришло.
Интерес к детскому коллективу у зрителя
появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду
у него наиболее гладко проходит в 2 года.
Чем старше становится ребенок, тем
сложнее ему будет побороть смущение,
вписываясь в новый коллектив.
Возможные
проблемы.
Зритель пугается, когда внимание
окружающих приковано к нему. Он будет
с любопытством заглядывать в группу.
Но при этом боится широко открыть дверь
и зайти туда. Дети этого типа часто
просят маму подольше не уходить и
посидеть вместе с ним.
Тактика
поведения.
Попросите воспитательницу, чтобы она
не смущала ребенка своими вопросами и
не привлекала к нему внимание других
детей. Ему нужно время привыкнуть к
новым лицам и внимательно рассмотреть
все вокруг. Приводите ребенка первым,
чтобы у него было время до прихода других
детей осмотреться вокруг. Если есть
возможность, первое время уходите из
группы, когда все детишки уже в сборе.
В присутствии мамы ребенку будет проще
привыкнуть к новым лицам и побороть
смущение.
Ребенок-слушатель
Он усваивает информацию
посредством слушания. В раннем детстве
слушатель отдает предпочтение музыкальным
игрушкам, любит слушать сказки и песенки.
Дети того типа несколько позже сверстников
начинают говорить. Слушатель как губка
впитывает новую информацию и молчит, а
потом удивляет взрослых правильной
речью. Он обладает обширным словарным
запасом и хорошей памятью на имена и
факты. Задавая вопросы, этот ребенок
всегда выслушивает ответ до конца. При
этом его не удовлетворяют краткие
ответы, типа "Да-Нет".
Время
пришло.
Слушателя желательно отдавать в детский
сад в 5-6 лет. В этом возрасте ему уже
интересно слушать не только взрослых,
но и сверстников. В более раннем возрасте
слушатель не нуждается в детском
коллективе и ему будет наиболее трудно
пережить разлуку с родителями.
Возможные
проблемы.
Ребенку слушателю необходимо, чтобы с
ним постоянно разговаривали и объясняли
ему все происходящее вокруг. При этом
он стесняется приставать к незнакомым
людям (воспитательнице, нянечке) с
вопросами и тихо ждет, пока его заметят.
В результате он может целый день провести
в ожидании.
Тактика
поведения.
Научите малыша слушать не только
взрослых, но и детей. Для этого по вечерам
спрашивайте у него, что говорили другие
детишки. Обычно первое время дети
игнорируют друг друга и прислушиваются
только к словам взрослых. Но поняв, что
сверстники гораздо более интересные
рассказчики, чем взрослые, слушатель
будет с удовольствием ходить в садик.
Ребенок-оратор
Оратор познает мир
через общение. Этот ребенок постоянно
что-то говорит. Родителям иногда кажется,
что он вообще ни на секунду не замолкает.
При этом малыш не станет что-то бубнить
себе под нос. Как истинному оратору ему
нужны слушатели, которых он обязательно
найдет. Он легко идет на контакт со всеми
вокруг. Оратор редко смущается, отвечая
на вопросы взрослых. У этого
ребенка по любому поводу есть своя точка
зрения, которую он обязательно сообщит
всем вокруг.
Время
пришло.
У оратора потребность в детском коллективе
появляется приблизительно в 3-4 года.
Именно в этом возрасте дети начинают
общаться друг с другом. И оратор легко
привлекает к себе внимание сверстников.
Возможные
проблемы.
Оратору тяжело молчать, а в садике ему
первое время не с кем поговорить. У
воспитательницы нет времени слушать
его рассказы, а другие детишки целиком
поглощены своими эмоциями.
Тактика
поведения.
Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем
он занимался в садике. Не перебивайте
его. Если ребенок целый день молчал, ему
необходимо выплеснуть накопившийся
словесный поток. Ребенок должен
чувствовать, что родителям действительно
интересно услышать подробный рассказ
о событиях прошедшего дня. Если ребенок
будет знать, что вечером найдет благодарных
слушателей в лице мамы и папы, то ему
будет проще пережить разлуку. И попросите
воспитательницу, чтобы она активно
привлекала оратора к подготовке и
участию во всевозможных праздниках.
Ребенок-деятель
Он все время занят
делом. Ребенок деятель не может спокойно
сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо
быть активным участником происходящего.
Дети этого типа много двигаются, а во
время разговора активно жестикулируют.
Деятели часто перегоняют сверстников
по физическому развитию. Но при этом
отстают в тех областях, где требуется
усидчивость и терпение.
Время
пришло.
Деятель с самого рождения нуждается в
коллективе единомышленников. В 1,5-2 года
такому ребенку уже пора посещать детский
сад.
Возможные
проблемы.
Ребенок-деятель обычно с удовольствием
идет в детский сад, но спустя некоторое
время его азарт может исчезнуть. И когда
другие детишки уже адаптируются и
перестают плакать по утрам, деятель
категорически отказывается идти в садик
и закатывает истерики. Скорей всего,
дело в том, что ему становится скучно.
Он не знает, чем еще заняться в детском
садике: во все игрушки он уже переиграл.
Тактика
поведения.
Дети этого типа адаптируются к новым
условиям преимущественно через
непосредственное участие и активные
действия. Деятелям требуется спокойное
окружение и возможность движения.
Попросите воспитательницу, чтобы она
регулярно давала ребенку "ответственные"
поручения. Пусть малыш поможет ей
расставить игрушки, заправить кроватки
или убрать со стола. |